Звук настолько многогранен, что людям пришлось придумывать много терминов для описания его характеристик. Предлагаю ознакомиться с основными аудио терминами, либо освежить уже имеющиеся знания. Трактовка была найдена в добром советском справочнике 55-го года, и будет проста и понятна каждому.
Основные аудио термины и определения
ЗВУК — продольные колебания воздуха, возникающие при механических колебаниях (вибрациях) различных тел и воздействующие на человеческое ухо. Диапазон слышимых колебаний в среднем от 20 до 16000 Герц (Гц). Самые низкочастотные колебания, при достаточной мощности, могут ощущаться и телом. А верхняя граница может достигать и 20000, однако снижается с возрастом.
Скорость распространения звука в воздухе около 340 м/сек. Звуковые колебания могут распространяться не только в воздухе, но и в других средах.
ТОН — синусоидальное звуковое колебание. Высота тона определяется числом колебаний в секунду, т.е. частотой. С увеличением числа колебаний растет и высота тона.
ЗВУКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ — давление на 1 см2, создаваемое звуковыми колебаниями. Измеряется в барах.
БАР — единица звукового давления. 1 бар — давление, испытываемое поверхность. В 1 см2 под действием силы в 1 дину (1 бар = 1.02 мг/см2). Громкость, достаточная для обычной жилой комнаты получается при давлении 2-3 бар на расстоянии 1 м от громкоговорителя.
ЗВУКОВАЯ МОЩНОСТЬ — звуковая энергия, проходящая через данную поверхность за 1 секунду. Звуковая мощность может быть определена по величине звукового давления.
СИЛА ЗВУКА — звуковая мощность, проходящая за 1 секунду через поверхность в 1см2. Сила звука пропорциональна квадрату звукового давления. Измеряется в мкВт/см2.
ГРОМКОСТЬ — сила звукового ощущения, вызываемого у человека. Громкость изменяется пропорционально не силе звука, а логарифму ее изменения. Обычно громкостью называют число децибелов, на которое данный звук превышает звук, принятый за порог слышимости.
ПОРОГ СЛЫШИМОСТИ — нижняя граница чувствительности человеческого уха, наиболее тихий слышимый звук. Для тона в 1000 Гц это соответствует давлению, примерное, в 0.0002 бар или силе звука 10-10 мкВт/см2.
БОЛЕВОЙ ПРЕДЕЛ — верхний предел чувствительности человеческого уха, такое давление, при котором звук воспринимается в виде болевого ощущения. Для тона в 1000 Гц это соответствует давлению примерное в 1000 бар.
КРИВЫЕ РАВНОЙ ГРОМКОСТИ — линии, соединяющие на графике точки, которые обеспечивают впечатление одинаковой громкости при разной высоте тона. Благодаря особенностям человеческого уха низшие и высшие частоты воспринимаются хуже, чем средние, и поэтому для получения одинаковой громкости на них требуется большее звуковое давление.
ОСНОВНОЙ ТОН — наиболее низкий тон, создаваемый колеблющемся телом (источником звука).
ОБЕРТОНА — все тона, кроме основного тона, создаваемые колеблющемся телом. Если их частоты в целое число раз ( 2, 3, 4 ….) больше, чем частота основного тона, то их называют гармоническими обертонами или гармониками.
ШУМ — совокупность очень большого числа отдельных тонов разной высоты и громкости.
ТЕМБР — “окраска” звука. Определяется числом и частотой обертонов. Состав последних характерен для разных источников звука.
ИНТЕРВАЛ — отношение числа колебаний двух тонов. Основной музыкальный интервал — октава, соответствует отношению частот 2:1.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ — взаимно ослабляющее или усиливающее действие двух звуковых колебаний одной частоты, прибывающих одновременно в одном месте с разницей в фазах. При совершенно одинаковых фазах происходит увеличение, а при противоположных — уменьшение громкости.
БИЕНИЯ — интерференция двух тонов, мало отличающихся по частоте. При биениях происходят периодические изменения амплитуды результирующих колебаний, получающихся от сложения основных тонов.
ДИНАМИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН — разница между наибольшей и наименьшей громкостью в звуковой передаче. Измеряется в децибелах.
РАЗБОРЧИВОСТЬ (артикуляция) — отношение числа правильно принятых слогов к общему числу произнесенных слогов. Для определения разборчивости используют специальные сочетания слогов, исключающие возможность угадывания слога по смыслу.
РЕВЕРБЕРАЦИЯ — остаточное “послезвучие” в закрытых помещениях, после того, как звук перестал действовать. Существует благодаря многократным переотражениям звука от различных поверхностей ( стен, пола, потолка…). Реверберация измеряется разницей во времени между прекращением звучания источника и спаданием звукового давления до 0.001 его начального значения.
Конечно это далеко не все аудио термины и определения, которые существуют, однако понимание понятий, вошедших в этот словарик даст более полное и правильное понимание при чтении технической литературы и статей, связанных, например, с конструированием усилителей звука.