Разные микрофоны очень по разному записывают звук. Даже один и тот же микрофон, подключенный к разным устройствам будет немного по разному писать одинаковый звук. Рассматривать почему так происходит мы не будем, а вместо этого рассмотрим, как может быть проведена эквализация готовой записи.
Эквализация записи голоса
Не хотелось бы превращать эту статью в бесконечную простыню текста, все равно нельзя объять необъятное. Поэтому рассмотрим основные моменты и общие рекомендации на примере эквализации записи голоса. Зная их вам не составит труда опытным путем добиться желаемого результата для любой записи.
Все работы, как и обычно, будут проделаны в простом и бесплатном Audacity. Каждый шаг будет показан и объяснен отдельно. На самом деле их можно объединить в один проход. Но это будет сложнее для понимания.
Эквализацию, как любую другую обработку звука, лучше производить в наушниках. Если ваши любимые наушники как на зло сломались в самый неподходящий момент, то починить их на скорую руку поможет статья: Ремонт наушников голыми руками, без паяльника!
Эквалайзер
Открываем программу и закидываем в нее запись:
Запись уже была предварительно очищена от шума и выровнена по громкости. В целом эту статью можно рассматривать как дополнение к статье Как быстро и просто обработать запись голоса в Audacity, в которой вы найдете все остальные необходимые действия.
Для эквализации в Audacity, как в любом другом аудио-редакторе, есть эквалайзер. Логично, не правда ли?)
Конечно есть еще фильтры типа Фильтр ВЧ и НЧ, но использование эквалайзера предпочтительнее и позволяет делать гораздо все и даже больше любых фильтров.
Анализатор спектра
В процессе обработки и после нее, запись мы будем слушать ушами. По крайне мере я на это очень надеюсь)
Так как во первых мы не профессиональные звукооператоры и не имеем достаточного опыта, а во вторых слышим и слушаем по-разному и на разном оборудовании, то следовательно необходима какая-то объективная оценка.
Для этого нам послужит Анализатор спектра. Для того, чтобы воспользоваться анализатором спектра в Audacity выбираем Анализ→График спектра.
Глянем, как выглядит график спектра записи показанной выше:
Если по-простому — график спектра показывает громкость(интенсивность) звука на каждой конкретной частоте. Снизу под графиком обозначены частоты, а по левой оси отложена интенсивность в деци Беллах. Звук принято отсчитывать от 0 дБ, поэтому все значения отрицательные. Аналогично и на эквалайзере.
Что еще интересного есть в этом окошке?
В принципе нас интересуют только конкретные частоты и их уровень. Если навести мышкой на график, то в окошке Курсор мы увидим частоту, на которую наведен ваш курсор. А в окошке Пик показывается частота ближайшего пика.
Помимо частоты в этих окошках мы видим еще некоторые данные. Например окошко Курсор, на скриншоте содержит запись вида
1508 Гц (F#6) = — 42 дБ
Тут 1508Гц это частота, а -42 дБ это ее интенсивность. А вот запись F#6 означает, что это нота Фа диез шестой октавы. Что означают другие буковки в такой записи нот вы можете найти в статье Настройка гитары.
Что-ж вот мы и ознакомились с анализатором звука в общих чертах, теперь перейдем к его использованию.
Эквализация — лишние частоты
В первую очередь уберем лишние частоты.
Если речь идет о записи голоса, то практически всегда можно полностью урезать частоты выше 7-8 кГц. Голоса там уже нет. Зато есть всякий шипящий шумок. Поэтому выделяем запись, переходим в эквалайзер и делаем примерное следующее:
Обычно я немного скругляю область среза. Так это эмулирует аналоговый эквалайзер и звучит естественнее. Частоту среза стоит выбирать ориентируясь на слух. Главное чтобы звучание голоса оставалось естественным.
Опускание громкости на 3 дБ соответствует уменьшение громкости в полтора раза, а опускание на 6 дБ — на слух звучит в 2 раза тише. Если нужно сильно вырезать какието частоты то в большинстве случаев хватит подавления на 30-40 дБ.
Нажимаем ОК и снова заходим в График спектра:
Как видим, правая часть заметно срезалась. На слух же запись стала несколько чище и исчез высокочастотный шумок.
Отлично, теперь перейдем к низким частотам. В речи не нужны частоты ниже 60-100 Гц. Появляются они обычно если микрофон расположен близко ко рту из-за выдыхаемого воздуха. Так или иначе проделываем аналогичную операцию и для низких частот.
Как видите, на эквалайзере теперь появилась еще и зеленая линия. Она показывает как на самом деле будет обработан сигнал.
Крутизну среза можно отрегулировать ползунком Размер FFT в окошке эквалайзера.
Опять посмотрим на спектр:
Спектр изменился незначительно, потому, что тут не отображаются частоты ниже 40 Гц.
Но срезать низкие все-равно очень даже стоит! Никогда не знаешь, где будет прослушана ваша запись, а если включить ее на сабвуфере, особенно в машине, то могут быть вполне заметные подгуживания по самым низким частотам.
Отлично, от лишнего мы избавились, теперь перейдем к выравниванию отдельных частот.
Эквализация по частотам
Бубнение
Если в голосе наблюдается бубнение, то избавиться от него можно опустив частоты 200-500 Гц на 3-6 дБ.
На спектре хорошо видны пики на частотах около 270 и 600 Гц. Опустим их и область между ними например вот так:
Ну и снова смотрим на спектр сигнала:
Как видим — неравномерность заметно сгладилась, а речь стала более разборчивой. Можно подавить еще сильнее, но в данном случае лучше верить ушам, а не глазам.
На самом деле не обязательно стремиться к идеально прямой линии на графике спектра. Важно просто избавиться от сильных пиков. Вполне вероятно, что на каких-то наушниках эта частота также окажется приподнятой и слушать запись будет некомфортно.
Шипящие
Еще одной частой проблемой являются всякие шипяще-звенящие звуки. Проявляется это на буквах С, Ц, Щ….. На данной записи явных проблем не наблюдается, но располагаются они обычно в интервале частот от 4 до 7 кГц.
На спектре выше видны дне небольших пика в районе 3.5 кГц и сдвоенный пик на 4.7 кГц. Можно слегка загасить их эквалайзером:
Ну и снова спектр:
Рупорность звука
Самым слышимым и информативным диапазоном человеческой речи является диапазон от 500 Гц до 2-3 кГц. Особенно влияет на восприятие частоты в районе 1 кГц.
Если в этом интервале частот будет заметным пик, то возникнет ощущение что голос звучит через рупор. Если же будет провал, то звучание голоса станет очень неестественным.
В целом можно немного опустить эти частоты, так голос будет меньше утомлять слушателя. Что весьма актуально например для Ютуба.
Сделать это можно например вот так:
Ну и на спектре это отразится следующим образом:
Эквализация — общий частотный баланс записи
Отлично все отдельные моменты мы рассмотрели! В принципе не обязательно так дотошно тыкать в анализатор спектра на каждом шаге. Он просто инструмент, позволяющий оценить ровность записи.
Теперь забудем про спектр и просто послушаем запись. Будет даже лучше, если сделать это на других наушниках.
Теперь пришел черед общего баланса. Возможно что запись слишком басовита, либо же наоборот преобладают высокие частоты. В таком случае можно поступить следующим образом:
Или же поднять/опустить какой-то конкретный диапазон, вызывающий сомнения:
Сохранение пресета эквалайзера
Как было сказано в начале статьи, все действия можно сотворить сразу, нарисовав например такой эквалайзер:
Его даже можно сохранить нажав Управление→Сохранить настройки и задав желаемое имя для пресета.
Но на практике эффективнее проводить отдельную эквализацию для каждой конкретной записи. Создать универсальную кривую даже для одного конкретного микрофона невозможно.
Уровень громкости
Наверное вы заметили, что я всегда только опускаю на эквалайзере, но никогда не поднимаю частоты на уровень выше 0дБ. В результате запись стала заметно тише.
Это важный момент, т.к. если усиливать какие либо частоты, то может получится, что это приведет к клиппингу (подрезанию) некоторых участков записи. Имейте это ввиду.
Для того чтобы поднять громкость достаточно просто произвести Нормировку записи:
Заключение
Думаю, что теперь вы имеете представление о том, как работать с эквалайзером и анализатором спектра. Ну а эквализация записи больше не представляет сложности.
Если остались вопросы — не стесняйтесь писать их в комментариях. Да и не только вопросы)
Главное — всегда ориентируйтесь в первую очередь на слух. А все остальное — лишь инструменты, помогающие в работе.
Что-ж, на этом у меня все, хорошего всем звука!
Материал подготовлен исключительно для сайта AudioGeek.ru